Украина: тендеры

В соответствии с украинским законодательством можно выделить следующие виды тендеров:

  • Частные тендеры, т.е. тендеры, проводимые хозяйствующими субъектами в частном секторе экономики для собственных нужд, а не за счет государственных средств. Такие торги проводятся в соответствии с общими нормами гражданского законодательства.
  • Закупки для нужд государства и нужд территориальных общин осуществляются в соответствии с Законом Украины «О государственных закупках» № 1197-VII от 10 апреля 2014 года (далее-Закон “О государственных закупках”).
  • Закупки хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сферах, указанных в законе Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах предпринимательской деятельности № 48851-VI от 24 мая 2012 года. С учетом особого режима, установленного этим законом, такие закупки осуществляются в соответствии с законом О публичных закупках.

Статья 6 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» устанавливает общее правило для всех видов конкурентных закупок: любые соглашения, действия, или бездействия, связанные с искажением результатов проведение аукционов, конкурсов или торгов считается антиконкурентным согласованным действием. Антиконкурентные согласованные действия запрещены, за некоторыми исключениями. Закон О защите экономической конкуренции также запрещает побуждение или принуждение к таким действиям.

К сожалению, термин «искажение результатов аукционов, конкурсов или тендеров» в законодательстве не определен.

Действующее законодательство

В результате антимонопольный комитет Украины (далее-КУА) может трактовать этот термин достаточно широко по своему усмотрению. На основе анализа решений КУА и судебной практики можно выделить следующие действия, которые считаются искажением результатов тендера:

  • Предварительное согласие участников торгов в конкурсах (конкурсах, аукционах) не конкурировать друг с другом.
  • Фиктивное участие для создания видимости конкуренции в тендере.
  • Сговор между участниками торгов по установлению завышенных цен или включению в заявки других нерыночных условий.

Сговор между организатором торгов и участником торгов с целью получения преимуществ для этого участника торгов перед другими участниками торгов или исключения других участников торгов может иметь место также следует учитывать искажение результатов тендера. Подобные вертикальные соглашения практически никогда не встречаются в практике АМС по расследованию антиконкурентных согласованных действий, подробнее с данной информацией можно ознакомиться здесь: https://tender.uub.com.ua/ru/pro-prozorro/doporogovi-zakupivli-prozorro.

Можно также отметить, что частные тендеры (конкурсы, аукционы) практически никогда не встречаются в делах КУА об антиконкурентных согласованных действиях. За редким исключением, такие случаи всегда касаются государственных закупок вне Украинской Универсальной Биржи tender.uub.com.ua.

Законодательство о государственных закупках содержит специальные положения, направленные на обеспечение и защиту конкуренции в процессе таких закупок. Во-первых, само понятие “проведение торгов”, сформулированное в законе О государственных закупках, подразумевает конкуренцию: проведение торгов (конкурсных торгов) — это конкурсный отбор участников торгов с целью определения победителя торгов (в конкурсных торгах) в соответствии с процедурами, установленными Законом Украины «О государственных закупках» (за исключением согласованной процедуры закупок).

You may also like...